Ранний выход в школу облегчил симптомы сотрясения мозга у детей

Особенно среди детей с более тяжелыми симптомами

Раннее (в течение двух дней) возвращение детей с сотрясением мозга к занятиям в школе способствует их лучшему восстановлению в течение двух недель после травмы. Эта зависимость была особенно сильной у детей от 8 до 17 лет, у которых врачи наблюдали более тяжелые симптомы сотрясения при поступлении в больницу. Результаты наблюдений опубликованы в JAMA Network Open.

Врачи и ученые не могут договориться о том, какую длительность освобождения от занятий в школе рекомендовать детям после сотрясения мозга. Большинство рекомендаций сходятся во мнении, что достаточно не более двух суток полного физического и когнитивного покоя с последующим постепенным возвращением в школу в облегченном формате. Однако они часто основываются только на клинических наблюдениях, а не на больших исследованиях.

Известно, что чем дольше ребенок не посещает школу, тем дольше он восстанавливается после сотрясения мозга. При этом раннее возвращение к физической активности способствует восстановлению когнитивных функций после травмы. Слишком скорый выход в школу, однако, чреват осложнениями и большим периодом выздоровления.

Кристофер Воган (Christopher Vaughan) из Национального детского госпиталя вмесие с коллегами исследовал, каким образом срок освобождения от занятий в школе влияет на восстановление детей после сотрясения мозга. В работу включали детей, которые обратились в отделение неотложной помощи девяти больниц с травмой головы, определенной в дальнейшем как «сотрясение мозга». В анализ включили 1630 детей, 624 из которых девочки, а средний возраст участников — 11,8 лет. Всех детей разделили на три возрастные группы: 5-7 лет, 8-12 лет и 13-17 лет.

В среднем дети не ходили в школу 3,74 дня, без учета выходных, причем у подростков пропусков было больше — 4,71 дня. В общей сложности 875 участников (53,7 процента) вышли в школу в течение двух дней после травмы (ранний выход в школу), тогда как 755 детей (46,3 процентов) пропустили больше трех дней школы (поздний выход в школу).

Ученые обнаружили значимые ассоциации между ранним выходом в школу и меньшим количеством и тяжестью симптомов на 14 день после травмы у детей от 8 до 12 лет (р < 0,001) и от 13 до 18 лет (р = 0,003). В возрастной группе 5-7 лет такой ассоциации ученые не наблюдали.

Также ученые исследовали, как на силу этой ассоциации влияет тяжесть симптомов при поступлении в отделение неотложной помощи. Так, у детей в возрасте от 5 до 7 более легкие симптомы сотрясения усиливали ассоциацию между ранним выходом в школу и нормальным самочувствием через две недели после травмы. Обратные результаты ученые наблюдали в двух других возрастных группах: дети с более тяжелыми симптомами при поступлении, которые быстро вернулись в школу, имели меньше симптомов через две недели после травмы.

Ученые предполагают, что скорейшее возвращение детей к занятиям в школе приводит к облегчению симптомов сотрясения через социализацию ребенка. Также оно может снижать уровень стресса по поводу пропуска большего числа занятий в школе, помогает сохранить нормальный режим сна и бодрствования, и, по-видимому, связано с легкой физической активностью.

Чтобы меньше волноваться, младшие школьники могут также играть с собаками. Недавно мы рассказывали, что учащиеся начальных классов, которые во время уроков общались с собаками, имели нормальный уровень гормона стресса в крови.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Низкая смертность во время эпидемии в Глазго снизила охват вакцинацией от оспы в начале XX века

Такое же может произойти с корью в наши дни